Верховный суд РФ дал пояснения по отдельным позициям закона, определяющего правила преследования граждан по налоговым преступлениям. В частности появилось четкое определение сроков давности. В означенном законе изначально предполагалось расширить период действия, что вызвало значительную критику, но в настоящее время вопрос урегулирован.
Согласно первоначальной версии предлагалось считать в качестве окончания действия преступления факт уплаты налогов. В результате складывалась ситуация, когда инициировать уголовное разбирательство можно было по любым претензиям, выявленным по прошествии многих лет. Актуальная норма, считать окончанием преступления сам факт неуплаты в сроки, которые установлены законом.
Среди решений также особо важным является определение ответственных за профильные нарушения. Отвечать перед законом за налоговые преступления, уточнили члены ВС, будут на только официально оформленные руководители. Претензии в случае нарушения последуют и к тем, кто реально управляет работой компании.
В практике подобных дел нередки случаи, когда предприятием «руководит» специально нанятый человек, оформленный в качестве индивидуального предпринимателя. В рамках законодательства именно «подставной директор» должен нести ответственность за неуплату налогов, а реальный виновник остается без наказания.
ВС дал четкое указание нижестоящим инстанциям. Привлекать как ответчика именно реального руководителя, деяние же подставного следует считать пособничеством при условии четкого понимания содеянного.